Эпоха кредитных карт осталась в прошлом

Последние несколько лет можно было охарактеризовать как период потребительского бума. Особенной популярностью пользовались кредитные карты, которые позволяли брать беспроцентный кредит на приобретение необходимых товаров, передает Reuters. Однако эпоха потребительского бума подошла к концу: на фоне резкого замедления мировой экономики потребители по всему миру стали сокращать свои расходы и практически отказались от использования кредиток. В этой связи в непростой ситуации оказались компании MasterCard Inc и Visa Inc.

Причем MasterCard придется особенно нелегко – количество выпущенных компанией кредиток существенно превышает количество дебетовых карт. Результат может оказаться довольно плачевным, говорят участники рынка: вполне возможно, что второй в мире по величине платёжной системе придется понизить прогноз по прибыли. Особенно учитывая резкое падение акций MasterCard – с мая 2008 г. они потеряли в цене более 60%.

"Потребители по всему миру сокращают свои расходы. Они стараются не тратить много денег и не брать кредиты. На этом фоне можно ожидать снижения спроса на кредитки", – отмечает аналитик Barclays Capital Брюс Хартинг. По оценкам аналитика Credit Suisse Моше Оренбуха, расходы по кредитным картам могут сократиться в 2009 г. на 30-50%.

Также негативно скажется на прибыли MasterCard закрытие некоторых магазинов. "Эта компания получает прибыль от любого действия, совершенного по карте. Если закрыть, скажем, 200 тыс. банкоматов, компания понесет существенные убытки", – считает президент хедж-фонда Seacliff Capital. С этим трудно не согласиться: MasterCard получает порядка 75% всей прибыли от комиссии за каждую совершенную операцию. При этом 78% из этих денег приходится на операции по кредиткам. Несложно догадаться, какие убытки может понести компания, если потребители перестанут пользоваться кредитными картами.

Тем временем статданные сложно назвать оптимистичными: американские потребители берут все меньше кредитов. "Сейчас непонятно, что будет дальше. Американцы боятся потерять работу и остаться без денег. Конечно, они пока не будут пользоваться кредитками", – считает аналитик Cowen & Co Моше Катри. Более того, по мнению главы Wal-Mart Stores Inc Ли Скотта, текущий кризис полностью изменит привычки американцев и заставит их тратить намного меньше.

Конечно, нельзя забывать про развивающиеся рынки: там кредитки все еще пользуются популярностью. Однако эксперты напоминают, что эти страны также пострадали от кризиса. Кроме того, общий объем потребительских расходов в США всегда превышал объем потребительских расходов в Бразилии, России, Индии и Китае вместе взятых.

Как бы то ни было, пока дела у MasterCard обстоят не так плохо, как казалось бы. За акцию компании сейчас дают порядка 125 долларов – на 40% ниже установленной цели в 199 долл. Однако эксперты считают, что и эта цена слишком завышена. "Инвесторы и участники рынка пока еще не до конца осознали, что эта компания может понести огромные убытки. На данный момент акции MasterCard переоценены", – говорит М.Катри.

Напомним, что чистые убытки MasterCard Inc. в III квартале 2008г. составили 193,58 млн. долларов против чистой прибыли в размере 314,46 млн. долларов в III квартала 2007 г. Операционные убытки за отчетный период составили 279,26 млн. долларов против 353,30 млн. долларов операционной прибыли за аналогичный периоде 2007 г.