Авторынок на пороге кризиса?

autokredit-crizis.jpg

Первой волной, предвещающей финансовый кризис, стал летний спрос на автокредиты. Неужели к осени мы будем наблюдать рост цен на автотовары? В 2009 году чтобы избежать полнейшего разорения автопроизводителям пришлось выпускать новые предложения и таким образом повышать объемы продаж. Вполне вероятно, что ситуация может повториться. В мае этого года выросли продажи легковых автомобилей на 11 % по сравнению с прошлым годом, согласно последним сведениям Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Однако из-за отсутствия государственных программ темпы роста снижаются. Показатели за декабрь 2012 года составили 23%, за январь – 20 % и уже в апреле дошли до 14 %.

На российском рынке из отечественных производителей лидерские позиции продаж занимает АвтоВАЗ. Только за прошедший месяц продажа Lada Kalina увеличилась на 2%, а доход составил 13,2 тысячи. Объем продаж новой модели АвтоВАЗа Lada Granta составил 9800 машин. И продолжается оставаться на этом уровне с апреля месяца до сих пор. Однако на российском рынке динамика продаж автомобилей свидетельствует о снижении спроса на отечественные товары.

Большим спросом стали пользоваться иномарки. По сравнению с 2011 годом прибыль от продаж увеличилась на 30 %. Хотя спрос на бюджетные иномарки начал замедляется с сентября 2011 года: Chevrolet сократился на 28% (реализовано 13 941 автомобилей), Renault – на 11% (реализовано 13 236 автомобилей). Среди японских производителей отмечен спад продаж Mitsubishi на 10% (6800 автомобилей), а также Nissan – на 1% (11900 автомобилей). Но наибольшее снижение продаж приходится на долю Fiat – на 91% (269 автомобилей).

Чтобы защитить российский авторынок от большого количества ввоза новых и подержанных иномарок, чиновники планируют в августе ввести утилизационный сбор. Возможно, это повлияет на рост продаж новых автомобилей. Закон «Об отходах производства и потребления» обяжет всех, импортеров оплатить утилизацию ввозимых автомобилей. От сбора освобождают все отечественные производители, а также и иностранные, имеющие право на производство в России, если они обеспечат последующую утилизацию продукции.

По предположениям Минпромторга и Минэкономразвития, сборы за новую легковушку будут в пределах 20 - 45 тыс. рублей, за грузовики сборы будут напрямую зависеть от тоннажа и могут составить от 150 до 400 тыс. руб. На подержанные автомобили будут вводить повышенные коэффициенты, которые позволят увеличить сбор в 4 раза. Большинство специалистов соглашаются с тем, что этот сбор если и повлияет на цены, то не сильно. Размер сбора относительно невелик и для новых иномарок может регулироваться снижением таможенных налогов. Вероятней всего могут пострадать производители китайских и коммерческих автомобилей.

Не последнюю роль в росте продаж играет автокредитование. С января текущего года выросла процентная ставка на 0,76% и составляет теперь 14,62%, отмечает ситуацию Антон Павлов – заместитель начальника Абсолют-банка. В ближайшем будущем повышение ставок не прогнозируется, по мнению дилеров. Повышение было отмечено еще в конце 2011 года, которое продолжилось в I квартале текущего года.

И скорее всего, II квартал можно будет охарактеризовать как период стабилизации ситуации на автокредитном рынке. Наталья Жильцова - директор бизнес-направления страховой компании "Независимость-Финсервис" – считает, что рост процентных ставок пришелся на IV квартал прошлого года, что в среднем составило 1 – 1,5%. Действия банков, которые подняли ставки по автокредитам во ІІ квартале текущего года, можно назвать корректирующими. Так как повышения проводили только те банки, которые с конца 2011 года по І квартал 2012 года сдерживали скачки процентных ставок.

По мнению Александра Аладина - исполнительный директор ГК Favorit Motors, повышение на 1-1,5% кредитной ставки не повлияет в значительной степени на потребительский спрос. А скорее все, как показывает «весенний» опыт 2012 года, это лишь подстегнет покупателей.

Нетипичным на сегодняшний день банкам кажется спрос на автокредиты. Это подтверждает количество заключенных покупок на сезон май-июнь. Подобные симптомы наводят на мысль о грядущем кризисе начальника автокредитования Алтайэнергобанка Евгения Новикова. Сегодняшняя картина, по его словам, напоминает октябрь 2008 года. В это время произошло увеличение стоимости фондирования, что не могло не отразиться и на увеличении процентных ставок по автокредитам. Повышенный спрос на кредиты мог также быть спровоцирован закрытием программ по автокредитованию, банки стали выдвигать более жесткие требования к заемщикам. Это может привести к увеличению первоначального взноса и отказам в выдаче кредита.

На авторынке большим спросом пользуются кредиты с первоначальным взносом – 30 %. Если брать кредит на 3 года и в национальной валюте, то банк может выдать кредит под 13 – 15% годовых. Абсолют-банк может предложить 12,5 % годовых. У Юниаструм-банка эта ставка чуть выше – 12,9 %, правда, вас еще попросят заплатить комиссию в размере 7000 рублей. Если у клиента нет денег на первоначальный взнос, то лучше обратиться в МКБ: кредит на 5 лет под 15% годовых. МДМ-банк предлагает такой кредит на 1 год под 14,5% годовых. Правда, предоставить такой кредит банки могут лишь на определенную сумму – 1 000 000 рублей.

Гибкие условия в плане предоставления кредита можно отметить у Росбанка. При наличии справки о доходах первоначальный взнос составит 40%, срок кредитования – 1 год под 9 % в рублях. Без справки о доходах ставка будет больше – 10,5%. Другие банки для привлечения клиентов идут обманным путем: снижают кредитную ставку на 0,5 – 1 % и обязывают заемщика оформить страховой полис. В этом случае кредит обходится на много дороже.

Государственная программа субсидирования, которую предлагают многие банки, предоставляет автокредит на льготных условиях за счет снижения стоимости на авто. При этом условия кредитования ужесточаются. Банки готовы сотрудничать на более выгодных условиях, если покупатель готов оплатить большой первоначальный взнос, тогда ставки по кредиту будут значительно ниже, как утверждает Андрей Коченков – начальник автокредитования Юникредит-банка.

Так многие производители с начала текущего года несколько изменили ряд своих спецпредложений. К примеру, Mitsubishi Motors Finance и Райффайзенбанк предоставляют любой автомобиль модели Mitsubishi (Outlander XL, L200, ASX, Lancer Х, Pajero Sport и Pajero) со ставкой 0,9% годовых и первоначальным взносом 40%. В договоре указывается ставка 11,4% за счет субсидирования скидки на авто. Комиссия в данном случае составит 5500 рублей.

Для реализации дорогих моделей Hyundai Finance предлагает кредиты в рассрочку (без переплаты) с 30% первоначальным взносом на год на модели IX55 и IX35, а также Santa Fe. При оформлении на длительный срок от 2 до 3 лет процентная ставка по предоставляемому кредиту составит 12%. На все другие модели ставки будут выше.

Для желающих приобрести автомобиль модели Splash, Grand Vitara, Swift или SX4 от компании Suzuki кредит можно будет оформить: на 1 год с 40 % первоначальным взносом и кредитной ставкой 2,5% годовых; на 2 года с 30% первоначальным взносом и кредитной ставкой 5,5%; на 3 года – 20% первоначальный взнос и кредитная ставка 9,5%. Toyota-банк предлагает выгодный кредит на модели RAV4 на следующих условиях кредитования: при оформлении на 1 год с 40% первоначальным взносом кредитная ставка составит 6%, с 20% первоначальным взносом – 9% годовых; при оформлении на 2 - 3 года кредитная ставка составит соответственно 8 - 10% годовых, на 5 лет – 9 – 11% годовых.

На новые модели серии M компания BMW предлагает кредиты на следующих условиях: при оформлении на 1 год с первоначальным взносом 15 % процентная ставка будет 5,7%; при оформлении на 3 года в зависимости от первоначального взноса ставка по кредиту составит от 11% до 12% годовых. Покупать автомобили Ford Focus III в кредит компания Ford предлагает на 3 года с 30% первоначальным взносом и кредитной ставкой 6,9%, на все остальные модели процентная ставка будет 8,9% годовых.

Первоначальный взнос на автомобили Peugeot зависит от выбранной модели и составляет от 25% до 45%. Оформление годичного кредита обойдется процентной ставкой под 6,9%; 2-годичного – под 8,9% годовых; 3-годичного – 10,9% годовых; 4-годичного – 12,9% годовых. А для желающих приобрести автомобиль модели 3008 с первоначальным взносом 35% процентная ставка будет снижаться на 2% независимо от срока кредитования. Nissan продает свои модели сроком на 1 год с 10% первоначальным взносом и 7,9% годовых. На таких же условиях можно приобрести автомобили Sandero и Renault Logan. Но для желающих приобрести данные модели сроком на 3 года под те же годовые первоначальный взнос будет 50%.

На сегодняшний день это самые выгодные предложения и дальнейшее их развитие автопроизводители не планируют. Компании не утруждаются прокламациями при выпуске новых автомобилей, так как спрос на них достаточно высок. Именно с этим фактором Антон Павлов связывает отсутствие интересных предложений в данном сегменте рынка. По мнению начальника автокредитования Павла Семизвонкина (Юниаструм-банк) за счет достаточного большого спроса на автокредиты по существующим кредитным ставкам автопроизводитялм не выгодно создать банковский «пул».

Если ситуация с ликвидностью в стране ухудшится, то банкам, чтобы избежать банкротства, придется поднять кредитные ставки. И тогда покупатели окажутся в невыгодных условиях. При таком развитии ситуации автокредиты вырастут в цене на 2% до конца года. По оценкам Натальи Жильцовой сохранение среднего уровня процентных ставок в размере 15 – 17% может привести к сокращению выдачи потребительских кредитов на автомобили.

Свои опасения на счет повышения стоимости автомобилей высказывает Евгений Новиков, ссылаясь на удорожание иностранной валюты (доллара и евро). По его предположениям если и покупать машину в кредит, то лучше всего это делать сейчас, пока ситуация с ценообразованием не изменилась в худшую сторону.
Но предрекать замораживание новых и более выгодных предложений от автопроизводителей рано. Об этом говорит и директор "Рольф Финанс" Виталий Павловский.

По его словам подобная ситуация наблюдалась в 2009 году, когда банки начали активно сотрудничать с автопроизводителями и выпустили большое количество спецпрделожений и товаров для стимуляции сбыта после спада высоких ставок. Не оставят в безвыходной ситуации потребителей ни банки, ни производители. При любых обстоятельства будут выпускаться специальные акции, программы, скидки и кредитные продукты. А банки в свою очередь до последнего будут удерживать кредитные ставки от роста, чтобы сохранить поток клиентов и не уменьшить объемы продаж.