Не оказаться за "баранкой пылесоса" транспортным компаниям помогают лизинговые программы

Tagged:  
baranka-credit.jpg

На расширенном заседании коллегии минтранса глава ведомства Игорь Левитин отметил, что сегодня одним из эффективных механизмов обновления основных фондов транспортных предприятий является лизинг. На вопросы "РГ" отвечает генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Виталий Садыков.
Виталий Витальевич, каких результатов удалось достичь с момента пуска активной работы в этом направлении?

Государственная транспортная лизинговая компания задумывалась именно как лизинговая компания для транспортной отрасли. ГТЛК была призвана, в частности в кризисный период, способствовать интенсивному развитию и обновлению дорожного, коммунального хозяйства, пассажирских транспортных предприятий и поддержанию объемов производства отечественных производителей техники.

В 2009 году в уставный капитал ГТЛК было направленно 10 млрд руб. из федерального бюджета на поддержку промышленности и реализацию проектов лизинга автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории РФ. В 2010 году Государственная транспортная лизинговая компания в полном объеме выполнила возложенные на нее задачи: с одной стороны, у российских машиностроительных предприятий была закуплена и передана в лизинг дорожно-строительная и автомобильная техника на сумму 6 млрд руб., с другой - на поддержку российских производителей автомобильной, дорожно-строительной и коммунальной техники было направлено 4 млрд руб. Сначала средства были отправлены в виде авансов под будущие поставки, а затем полученные автомобили были проданы на свободном рынке. Часть аванса была возвращена.

В 2011 году ГТЛК продолжает активную реализацию специальных программ. Без учета дополнительных взносов в уставной капитал их объем за счет реинвестирования средств составит минимум 6,5 млрд руб.

Почему именно лизинг, на ваш взгляд, рассматривается государством как один из эффективных инструментов развития транспортной отрасли?

Государство сегодня использует различные инструменты развития и комплексные решения для проблемных секторов экономики. Можно выделить федеральные целевые программы, прямое финансирование отдельных отраслей и конкретных предприятий. По сравнению с этими формами поддержки лизинг имеет свои особенности, которые в определенных ситуациях заставляют государственные средства работать более эффективно. Снижение рентабельности предприятий, вызванное использованием устаревшего парка техники, или заключение длительных контрактов, требующих значительного единовременного увеличения количества оборудования и автомобильной техники, - это как раз те случаи, когда лизинговые сделки могут прийти на помощь предприятиям транспортной отрасли.

Лизинг гарантирует сохранность, контроль целевого использования и возвратность государственных средств. Важным является использование средств на решение именно тех проблем, которые определяются государством, в нашем случае на закупку автомобильной и дорожно-строительной техники. Возвращаемые в результате лизинговых платежей средства вновь направляются на закупку последующих объемов техники, таким образом оптимизируя бюджетные расходы будущих периодов. Благодаря мультипликативному эффекту, получаемому в результате реинвестирования финансовых средств, возвращаемых в виде лизинговых платежей, общий объем финансирования лизинговых программ в течение 3-5 лет будет до 2,5 раза больше, чем сумма первоначально выделенных средств.

Специальные лизинговые программы - это программы с государственным финансированием. В чем их особенность и для кого они действуют?

В рамках специальных программ с использованием государственных средств осуществляются поставки техники в лизинг на условиях значительно более привлекательных, чем у других игроков рынка (пониженные требования к авансовому платежу от 10%, низкая ставка удорожания от 4% без учета налога на имущество и КАСКО, срок лизинга до 5 лет). В первую очередь эти программы были направлены на стимулирование обновления парков дорожно-строительных и эксплуатационных предприятий. С середины 2010 года специальные условия стали также распространяться на автомобильный пассажирский и грузовой транспорт отечественного производства. Уже в текущем году советом директоров компании принято решение о распространении льготных условий лизинга на импортную дорожно-строительную и автомобильную технику, не имеющую аналогов в российском производстве.

Основываясь на эффективном опыте реализованных программ и анализе основных потребностей транспортной отрасли, ГТЛК разработала ряд дополнительных программ, которые сейчас рассматриваются министерством транспорта.

Государственные средства распространяются на программы лизинга отдельных сегментов транспортной отрасли и технику, произведенную на территории РФ. ГТЛК - универсальная лизинговая компания и работает во всех сегментах. Для других лизинговых программ вы привлекаете частное финансирование?

Финансирование по программам, определенным государством, и негосударственным программам идет раздельно. Те программы, которые не попадают под финансирование из уставного капитала, реализуются за счет активного привлечения средств с рынка. В 2010 году за счет коммерческого финансирования было заключено договоров лизинга на сумму свыше 4 млрд руб. До конца текущего года на эти цели мы планируем привлечь не менее 30 млрд руб.

Хорошие партнерские отношения с финансовыми организациями дают ГТЛК возможность предлагать конкурентные условия лизингополучателям. Один из примеров коммерческого проекта ГТЛК - поставка скоростных трамваев для Волгограда. Скоростной трамвай совмещает в себе преимущества метро и обычного трамвая. От трамвая он взял относительно низкую стоимость строительства, простоту и низкую себестоимость эксплуатации. От метрополитена - высокую скорость сообщения, большую степень надежности и комфортабельность, а главное, отсутствие помех другим видам городского транспорта. Таким образом, администрация региона борется со сложным городским трафиком и развивает транспортную сеть города. Мы поставляем в Волгоград трамваи по программе коммерческого финансирования на сумму более 600 млн руб. при авансе со стороны региона в 77 млн руб., при этом финансирование авансов и лизинговых платежей осуществляют город и область на паритетной основе.

Возвращаясь к итогам года, какие основные этапы деятельности или факты вы можете выделить?

По результатам 2010 года ГТЛК стала самым крупным поставщиком техники для строительства, ремонта и содержания дорог - лизинг техники через ГТЛК обеспечил 50% от общей плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения. С начала действия программ до конца прошлого года мы заключили договоры лизинга с 239 дорожными предприятиями. Каждая четвертая комбинированная дорожная машина, произведенная в стране, была передана в лизинг специалистами компании.

ГТЛК вошла в тройку лидеров в сегменте лизинга автобусов. В 2010-м мы заключили контракты на поставку 377 автобусов. Закупки автобусов со стороны ГТЛК составили 2,4% от общего количества автобусов, произведенных в России в 2010 г. При этом первые контракты по передаче автобусов в лизинг мы заключили только в ноябре, когда программы по пассажирскому транспорту только начали действовать.

ГТЛК активно сотрудничает с большинством отечественных и ведущих иностранных производителей и поставщиков. У предприятий группы КАМАЗ закуплено 1616 ед. шасси и 254 ед. спецтехники. В результате поставки по заказам ГТЛК составили 6,5% всех продаж грузовой техники КАМАЗ на российском рынке, а это второе место по количеству закупаемой техники после минобороны.

Стоит особо отметить высокую долю малого и среднего бизнеса среди лизингополучателей ГТЛК: 83% предприятий, клиентов компании по специальным программам лизинга, приходится на малый бизнес. Для малого и среднего бизнеса лизинг является практически безальтернативным способом привлечения финансирования. Низкая стоимость лизинговых программ ГТЛК и специализация компании на транспортной отрасли позволяется малому и среднему бизнесу эффективно участвовать в обновлении собственного технического парка.

ГТЛК совместно с Федеральным дорожным агентством в 2010 году провели ряд мероприятий, направленных на комплексное и системное обсуждение вопросов ускоренной технологической модернизации и инновационного развития организаций транспортно-дорожного комплекса, среди которых стоит отметить совещание дорожников, посвященное инновационному развитию отрасли, испытания техники для разных видов дорожных работ.

Каковы планы компании на ближайший год?

Анализируя прошедший год и результаты, которые показала программа государственного лизинга, эффективность применения лизингового механизма для стимулирования обновления транспортной отрасли становится очевидной. В течение года мы продолжим развитие текущих и новых государственных программ, будем расширять коммерческое направление деятельности за счет привлечения финансовых ресурсов с рынка. Планируем расширить присутствие в таких сегментах, как железнодорожный и авиатранспорт.

Компания будет оставаться рыночной, но при этом всегда готовой приступить к выполнению новых государственных программ для транспортной отрасли.

Источник: Российская газета