Автокредит — один из самых востребованных продуктов

avtocredit.jpg

Количество автокредитов, выданных в текущем году, должно вдвое превысить показатель кризисного 2009 года: ожидается, что их будет выдано на покупку около 600 тыс. автомобилей. Это примерно треть продаж новых автомобилей в России. Впрочем, до кризиса в кредит продавался каждый второй автомобиль, и до этого показателя пока далеко.

Автокредит — один из самых востребованных продуктов до кризиса: по данным агентства "Автостат", в 2007 году по ним было продано 1,1 млн новых машин (при общих продажах 2,3 млн), а в предкризисном 2008-м — 1,2 млн при рынке в 2,5 млн. Однако с наступлением кризиса автокредитование было практически свернуто: его доля в продажах упала до 23,5% (365 тыс. новых легковых машин).

Сейчас, по мере роста авторынка, ситуация выравнивается. Как прогнозирует "Автостат", в целом в 2010 году в кредит будет куплено 606 тыс. машин при общих продажах на уровне 1,75 млн штук. Таким образом, в сравнении с прошлым годом рынок автокредитования практически удвоится. Участники рынка уже сравнивают его с предкризисным 2008-м. По словам главы департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Дмитрия Ищенко, во втором полугодии 2010 года объем продаж автокредитов банка "практически в четыре с половиной раза превысил прошлогодние и достиг пиковых показателей 2007-2008 годов".

Рост выдачи автокредитов (как и сокращение их выдачи в свое время) был планомерным, так что передела этого рынка не произошло и его лидеры остались прежними. Как и в докризисном 2008 году, самыми активными банками на рынке автокредитования являются Сбербанк, Русфинанс-банк, ВТБ 24, Росбанк и Юникредит-банк. Одновременно увеличилось количество банков, которые являются дочерними финансовыми институтами иностранных автоконцернов. Если до кризиса в России работало только четыре таких банка — БМВ-банк, Мерседес-бенц банк рус, Тойота-банк и Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей, то с конца прошлого года их число пополнилось за счет Банк ПСА финанс рус (банк автоконцерна Peugeot Citroen) и Фольксваген банк рус. Над открытием собственного банка думает и альянс Renault—Nissan. Глава управления развития автокредитования Юникредит-банка Иван Сысков напоминает, что многие автоконцерны откладывали открытие собственных банков в России из-за кризиса. Коль скоро они все-таки пошли на это сейчас, может быть, это есть косвенное подтверждение того, что рынок восстанавливается.

Говоря о причинах восстановления, банкиры указывают на отложенный спрос со стороны клиентов и либерализацию условий кредитования банками. "Люди начали активно обновлять автопарк и делать дорогие покупки, сейчас рост продаж автомобилей наблюдается во всех сегментах, как в массовых, так и премиум-брендах,— говорит вице-президент ВТБ 24 Алексей Токарев.— На большинство автомобилей сейчас наблюдаются очереди по несколько месяцев, что может говорить о значительном превышении спроса над имеющимися в наличии автомобилями". Не менее важно то, что в текущем году процентные ставки по программам автокредитования снизились до приемлемого для клиентов уровня, а условия банков практически вернулись к докризисным, добавляет член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. В период кризиса ставки по автокредитам в рублях доходили до 25% годовых, сейчас же средняя ставка по стандартному автокредиту сроком на пять лет редко превышает 14%.

Наконец, свою роль в оживлении автокредитования сыграла государственная программа выдачи автокредитов, которая действует еще с весны 2009 года. В ее рамках, напомним, государство субсидирует процентную ставку по кредитам, взятым на приобретение автомобилей, собранных в России (в том числе иномарок ценой до 600 тыс. рублей). Программа распространяется на все модели АвтоВАЗа, а также Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, Volga Siber, UAZ Patriot, Skoda Octavia и Opel Astra, Volkswagen Polo. Размер субсидии составляет две трети ставки рефинансирования, в настоящее время она составляет 7,75%. Хотя программа действует уже второй год, по-настоящему она заработала лишь в 2010 году, когда к ней были допущены все желающие банки (сейчас в программе участвует более 100 банков), указывают банкиры.

По данным Минпромторга, с начала текущего года в рамках программы от потребителей поступило почти 300 тыс. заявок на получение таких кредитов и выдано их более 135 тыс. Это вдвое больше, чем за весь прошлый год, когда программой воспользовались лишь 70 тыс. покупателей автомобилей. По словам Дмитрия Ищенко, в объеме продаж Росбанка госпрограмма занимает до 25-30%, что "достаточно существенно".

Госкредитование не просто добавило рынку объемов, но и способствовало его развитию, добавляет Алексей Токарев. Во многом благодаря ей за последний год появилось большое количество собственных кредитных программ автопроизводителей, модели которых не подпадали под меры господдержки, а также улучшились предложения самих банков. Банки могут предлагать низкие ставки во многом благодаря тому, что теперь их субсидирует если не государство, то сам автопроизводитель или дилер.

Впрочем, несмотря на все позитивные изменения, говорить о возврате автокредитования на докризисный уровень можно будет не ранее чем через год, считают участники рынка. Хотя и наблюдается рост спроса на автокредиты, объемы продаж пока не вышли на докризисный уровень и вряд ли это произойдет раньше 2012 года, говорит Алексей Токарев. По его прогнозам, в следующем году можно ожидать роста продаж лишь на 30-35% по сравнению с 2010 годом. Андрей Степаненко добавляет, что текущее проникновение автокредитов в продажи новых автомобилей уже можно считать достаточно высоким — оно достигает примерно 30% — и в следующем году оно продолжится.