Без залогов и кредитов

Tagged:  

В условиях кризиса факторинг стал альтернативой традиционным банковским продуктам. Один из соцопросов, проведенных в 2004 г., насмешил заказчиков комичными результатами. 30% представителей малого и среднего бизнеса назвали факторинг "формой неформальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной". С тех пор факторинговые компании стараются повысить осведомленность о своей услуге: компания "Еврокоммерц" даже запустила продажу пакета услуг в картонных коробках, подражая розничным продавцам. Желание стать ближе к потребителю сейчас окупается сторицей: в условиях сокращения банками кредитных программ для многих предприятий факторинг стал настоящим спасением.

Трудный продукт

В схеме классического факторинга задействованы три стороны: компания-продавец, компания-покупатель и факторинговая компания (фактор). Компания отгружает товар своим покупателям с условием отсрочки платежа. Документы об отгрузке передаются фактору, и он оплачивает клиенту до 90% платежа, приобретая права требования к покупателю. При поступлении платежа от последнего недостающая сумма возвращается поставщику с удержанием процента за обслуживание.

Если попробовать провести параллель между кредитом и факторингом, то во втором случае плюсом является финансирование по потребностям. Неравномерное распределение выделяемых сумм особенно удобно тем предприятиям, активность которых имеет ярко выраженную сезонность. Первый зампред правления Национальной факторинговой компании Роман Огоньков приводит в пример своего клиента – производителя известной марки кваса: разница между объемами закупки и отгрузки сырья в летнее и зимнее время колоссальная.

Однако факторинг удобен не только продавцам кваса и мороженого. Группа компаний "Арконада", занимающаяся продажей бытовой, аудио- и видеотехники, имеет контракты сразу с несколькими факторами. "Кредит мы получаем на определенную сумму, что-то используем, что-то "висит", а проценты идут, – объясняет начальник факторингового отдела "Арконады" Андрей Лысов. – А с факторингом мы производим отгрузку и выводим свои деньги из оборота. 90% суммы возвращается к нам".

Правда, именно узкая сфера применения делает факторинг менее универсальным инструментом бизнеса, чем традиционные кредиты. Например, получить у факторов средства на капвложения невозможно. "На факторинговые деньги нельзя, грубо говоря, строить новый цех, покупать новые производственные линии", – говорит Огоньков.

Именно поэтому специалисты считают, что факторинг не заменяет, а скорее дополняет кредитно-банковские услуги. Кроме того, по словам Лысова, если у компании есть кредитная история, то при факторинговом обслуживании в банке можно выторговать лучшие условия. Правда, компании без банковской лицензии тоже имеют свои преимущества, предлагая несколько продуктовых пакетов, предусматривающих предпоставочный факторинг или разные виды страхования рисков и работы с дебиторской задолженностью.

Как большие

В развитых странах факторинг создавался и развивался как сервис для малого бизнеса. Но усложнение схем финансирования вызвало интерес к услуге и со стороны крупных предприятий. "Исторически сложилось так, что основные клиенты факторов – оптовики (60% контрактов), – говорит Виктор Носов из Промсвязьбанка. – Однако за прошлый год значительно выросла доля задолженностей, уступленных обрабатывающими предприятиями".

По оценкам рейтингового агентства "Эксперт", в 2007 г. уже 41,5% объема уступленных денежных требований пришлось на крупный бизнес, 41,4% – на средний и 17,1% – на малый. "В нашей стране малый или средней бизнес не является константой, – считает управляющий директор "Еврокоммерца" Илья Волков. – Вот на Западе сложно представить, что небольшая сеть ресторанчиков возьмет и вырастет в крупного игрока". Тем не менее факторинг вряд ли способен стать локомотивом, который вытянет мелкую компанию на новую ступень иерархии производителей.

В России рынок факторинга растет опережающими темпами даже по сравнению с банковским сектором. Объяснить это эффектом низкой базы уже нельзя, так как объемы рынка давно миновали "детскую" стадию. В "Эксперте" подсчитали, что в 2007 г. сумма уступленных прав требований составила 516,4 млрд. рублей. Для сравнения: банковские кредиты корпоративному сектору на 1 января 2008 г. достигли 9,3 трлн. рублей. Крупнейший игрок, компания "Еврокоммерц", в 2007 г. довела объем уступленных требований до 121 млрд. рублей (23,4% рынка), что сопоставимо с долей Сбербанка в банковской системе. Конечно, чистая прибыль лидера оказалась поменьше, чем у крупнейшей кредитной организации – всего 512 млн. рублей. Но если совокупные активы банков увеличились за 2007 г. на 44,1%, то рынок факторинга рос почти вдвое быстрее – на 85%.

В условиях кризиса

Тем не менее уже в 2007 г. рынок начал замедляться. Эксперты связывают это в первую очередь с кризисом: как любым другим экономическим субъектам, факторам деньги стали обходиться дороже, и они ужесточили требования к клиентам, увеличив тем самым процент отказов. "У нас несколько ступеней авторизации потенциального клиента, – объясняет Роман Огоньков. – Намного эффективнее выбирать партнеров, имеющих серьезные перспективы роста, а не решать краткосрочную проблему с временной нехваткой денег".

Это неудивительно: перспективы клиента напрямую связаны с увеличением бизнеса самого фактора. "Факторинг больше зависит от товарных, а не от финансовых рынков. Поэтому рост объемов продаж клиентов и приток новых партнеров обеспечивают увеличение оборотов", – объясняет начальник управления факторинговых операций МДМ-банка Владимир Емельянов. Несколько этапов интервью с клиентами позволяют выяснить планы развития компании, варианты использования полученных средств и цели, которые представители бизнеса преследуют, приходя к фактору.

С другой стороны, жесткий отсев не избавил факторов от работы на износ в условиях кризиса. Специалисты уверены, что, если бы они увеличили предложение, клиенты воспользовались бы им даже по завышенным ставкам. Сами факторы объясняют это преимуществами продукта. "Спрос растет не из-за сложностей в получении банковского кредита, а вследствие осознания клиентом неоспоримых преимуществ, получаемых при внедрении факторинга", – говорит директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.

Правда, клиенты отмечают, что им тоже пора вести более тщательный отбор партнеров. С осени 2007 г. некоторые поставщики стали сталкиваться с задержками исполнения факторами своих обязательств. Андрей Лысов из "Арконады" даже порадовался наличию нескольких контрактов: "Хорошо, что нас обслуживает несколько факторов. Если бы возникли трудности с выплатами, мы бы просто забрали своих дебиторов у одних и отдали другим".

Без правил

Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что сделки под уступку денежного требования могут совершаться только при наличии банковской лицензии. Однако законы "О банках и банковской деятельности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволяют осуществлять такие операции и без лицензии ЦБ.

По мнению банкиров, отсутствие четкой и единой законодательной базы препятствует развитию перспективного сектора. "На развитых рынках детально регулируются все виды факторинга: чистый, смешанный, открытый, закрытый, с уведомлением, без уведомления. У нас в законодательстве эта сфера качественно не проработана", – отмечает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.

Именно поэтому российский рынок факторинга почти свободен от иностранного капитала: соответствующие услуги предлагают только Банк Сосьете Женераль Восток и "Юникредит". "Непрозрачна законодательная база, а покупать банковскую лицензию только для осуществления факторинга иностранцам невыгодно", – сетует Роман Огоньков.

Тем не менее Нильс Отто Нильсен из международной факторинговой ассоциации IFG уверен в большом будущем российского факторинга: "Пока по размеру этого рынка Россия – на одном уровне с Португалией. Но потенциал развития огромен". Илья Волков из "Еврокоммерца" полагает, что потенциал рынка факторинга сейчас освоен лишь на 10%. Дальнейшему росту препятствует только высокий стартовый порог для начала бизнеса – 300 000-400 000 евро.

Правда, для некоторых потенциальных крупных игроков это не является серьезным препятствием. Недавно о своем намерении заняться факторингом заявил Сбербанк, который имеет все шансы отвоевать у частных компаний весомую долю их портфелей. А за ним уже подтянутся и иностранные банки со своими деньгами.

Источник: www.credit.ru