Кредитование малого и среднего бизнеса

credit_biznes.jpg

Общеизвестно, что основой рыночной экономики являются предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). Именно они формируют так называемый "средний класс", который в здоровом государстве становится наиболее многочисленной группой населения, и заполняют на рынке ниши, слишком тесные для промышленных гигантов.

Кредит – это всегда непросто

Почти каждое предприятие, сколь бы успешной ни была его деятельность, иногда испытывает необходимость в кредите: будь то покупка нового оборудования, открытие филиала или разрешение экстремальной финансовой ситуации. Однако, кредитование МСБ во все времена было нелегким делом, как для заемщика, так и для банкира.

Высокие риски невозвращения кредита заставляют банки требовать гарантий в виде залога. Но предприниматель зачастую не в состоянии его предоставить, особенно, когда речь идет об открытии своего дела. А суммы беззалогового кредита зачастую слишком малы. Чаба Зентаи, директор по работе с корпоративными клиентами МСБ "Альфа-Банка", сказал: "Наибольшее препятствие для развития данного сегмента заключается в том, что заемщики не хотят предоставлять банку информацию о своем бизнесе, так как многие предприниматели ведут дела с применением "серых схем". Кроме того, долгий срок рассмотрения заявки не устраивает тех, кому деньги нужны срочно".

Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, положил конец стабильности рынка. Возросшая стоимость денежных ресурсов подвигла банки поднять ставки по кредитам и сократить их сроки, ужесточить требования к залогу. А наиболее уязвимые для кризиса отрасли промышленности, такие как строительство и грузоперевозки, и вовсе лишились надежды на кредит. На фоне падения количества беззалоговых ссуд банки предпочитают выдавать кредиты под обеспечение имуществом. Но, и к залогам требования ужесточились: если прежде часто в качестве гарантии принимались товары, находящиеся в обороте, то теперь кредиты под такое обеспечение сокращаются до минимума. Многие кредитные организации требуют предоставления поручительств от других собственников или от фондов поддержки малого бизнеса. Банки по-разному относятся к кредитованию предприятий в зависимости от цикличности потребительского спроса на их продукцию. Предпочтение отдается компаниям, чьи товары будут востребованы в любом случае, например, производителям продуктов питания.

Ставки выросли

Кризисное повышение процентных ставок по кредитам составило, в среднем, от 3 до 6%. Одновременное сокращение сроков кредитования вдвое еще больше ужесточило ситуацию. Долгосрочные кредиты для развития бизнеса теперь, практически, недоступны. Причем не только малым предприятиям, но и крупным компаниям. Инна Касьянова, "Москоммерцбанк", рассказала в интервью, опубликованном на портале "Кредит для бизнеса. Ру", что ставки по кредитам МСБ повысились до 21-25%, при этом изменились сроки кредитования, рассматриваются заявки только тех предприятий, которые успешно работают не менее 12 месяцев. Бизнесу в отраслях высокого потребительского спроса отдается предпочтение. Банк "ВТБ24", по информации портала, назначает 18-19% годовых. Отмечается падение количества заявок от предпринимателей. Прежде в месяц в "ВТБ24" регистрировалось 2500 заявок и выдавалось 1300-1400 кредитов, теперь – заявок меньше тысячи.

Информационное агентство "Российские финансовые коммуникации" приводит статистику снижения объемов кредитования по сравнению с I полугодием 2008 года крупнейших участников рынка на 20%. В первую очередь сокращаются выдачи долгосрочных кредитов. В 2008 году 85% всех кредитов банков "Возрождение" и "Центр Инвест" выданы меньше, чем на год. "Юниаструм банк", "ВТБ24", "Промсвязьбанке" краткосрочные кредиты составили 70% от общего количества. "Сбербанк", лидер этого сегмента, сократил кредитование МСБ в I полугодии 2009 года на 11,5%.

Кризис и кредит

Кризисные явления в финансовой сфере привели к изменению кредитной политики банков: сокращению объемов или полному прекращению выдачи кредитов предприятиям МСБ и повышение ставок по кредитным продуктам. Кроме того, кредитные решения теперь занимают значительно больше времени, так как банки теперь предъявляют более строгие требования к заемщикам и тщательнее их проверяют. Большинство компаний испытывают сейчас трудности с финансированием, потребительский спрос падает. В связи с этим замораживаются текущие инвестиционные проекты, и в условиях повышения стоимости ресурсов, банки опасаются, что предприятия не справятся с погашением кредита. Первая половина 2009 года характеризовалась приостановкой кредитных и лизинговых программ для крупного и среднего бизнеса. Положение у малых предприятий несколько лучше. Сокращение банковского кредитования стимулировало развитие альтернативных форм финансирования, таких как факторинг, форфейтинг и лизинг, но на более жестких условиях.

Лизинг сокращается

Строительная отрасль оказалась наиболее уязвима для кризиса. Многие компании оказались не способны выплачивать взносы по лизингу оборудования. Поэтому банки сокращают лизинг автотранспорта и оборудования для строительства. Лизинговые компании, специализирующиеся в строительной сфере, тоже испытывают затруднения с кредитованием. Как и кредитование, лизинг сокращает сроки договоров и оценивает ликвидность компаний более жестко. Сокращается международный лизинг. Возрастает спрос на лизинг б/у оборудования, но предоставляется нечасто, и еще не стал массовой финансовой услугой. На фоне снижения лизинга и кредитования для предприятий среднего бизнеса, предпочтение отдается малым компаниям, которые более гибко реагируют на кризисные явления а, следовательно, более стабильны.

Лизинг автомобилей утратил былую привлекательность в качестве финансового инструмента в связи с изменениями налогового законодательства, которые сделали его намного менее выгодным. Лизинг недвижимости также сокращает сроки договоров, возрастают суммы платежей, и увеличен размер первого взноса.

Позитивная тенденция

Сложная ситуация на рынке кредитования в первом полугодии 2009 года во многом характеризовалась выжидательной позицией как банков, так и заемщиков. Однако, ко второму полугодию наметилась позитивная тенденция. Банки, которые и прежде лидировали на рынке кредитования МСБ, начали активно разрабатывать новые финансовые продукты, адаптированные к изменившимся условиям. В результате рынок кредитования несколько оживился. По прогнозам специалистов, объем кредитных портфелей малого и среднего бизнеса к концу 2009 года не опустится ниже уровня окончания 2008. А при благоприятном развитии событий может вырасти на 4-5%.

Источник: www.EquipNet.ru