Рейтинг кредитных карт

credit_cards.jpg

В условиях почти полного отсутствия предложений по экспресс-кредитованию потребители начинают массово использовать кредитные карты. Мы задались целью выявить самые привлекательные тарифы в этом секторе рынка. Финансовый кризис существенно изменил структуру розничного бизнеса банков во всем мире. Поскольку его основным детонатором послужили ипотечные кредиты, а сам кризис многие специалисты уже называют кризисом потребления, неудивительно, что на розничной части финансового бизнеса он отразился наиболее сильно.

Пострадала не только ипотека, но и другие виды потребкредитования — в частности, экспресс-кредиты, с которых в начале века начался кредитный бум. Банки, вынужденные пересмотреть свои подходы к рискам в сторону ужесточения, практически свернули POS-кредитование. Почти полтора года совокупный портфель кредитов физических лиц снижался, потеряв к концу первого квартала текущего года более 10% от своих максимальных объемов.

Рост возобновился только весной. И тогда же стало понятно, что структуру потребительского кредитования ждут существенные изменения. Банки, разочаровавшись в экспресс-кредитах, сделали ставки на более "весомые" продукты, позволяющие лучше контролировать возвратность. Однако сами "физики", хоть и значительно умерили свои потребительские аппетиты, испытывали необходимость в не­больших заемных суммах. В этой ситуации лучшим ре­шением стали кредитные карты — тем более, что почти все банки предлагают кредитки с льготным (grace) периодом, позволяющим избежать "включения счетчика". По мнению экспертов, такая ситуация позволяет прогнозировать бум на рынке кредитных карт — тем более, что банки лишились доходов не только от экспресс-кредитования, но и в значительной части от автокредитов в связи с приходом в Россию финансовых подразделений крупнейших мировых автопроизводителей. Соответственно, они будут больше концентрироваться на развитии других продуктов, в том числе кредитных карт.

Дешево и сердито

Сегодня кредитные карты эмитируют почти все крупные розничные российские банки. Чтобы сделать свой продукт более привлекательным, они наполняют карты различными приложениями, позволяющими получать скидки в торговых точках, увеличивают льготный период и кредитный лимит, снижают процентные ставки. Однако, как правило, клиенты редко используют все возможности карт. Поэтому мы попробовали составить рейтинг карточных продуктов, основываясь на наиболее простых моделях поведения заемщиков. За основу были взяты наиболее популярные карты — Visa Classic, MasterCard Standard, Visa Gold и MasterCard Gold. По нашей модели заемщик "с улицы", который завел кредитку, приобрел товар за 20 тыс. рублей, которые возвращал через 30, 90 и 150 дней. Еще один вариант — тот же клиент тратил с помощью карты 60 тыс. рублей, но погашал долг уже через 90, 150 и 300 дней соответственно. Данные ситуации применялись к каждой из четырех видов карт, предлагаемых банками из нашего списка.

Лидерами сразу в нескольких таблицах рейтингов оказались НБ "Траст", "Авангард", ОТП Банк и Росбанк. "Авангард" обеспечил себе высокие позиции главным образом за счет беспрецедентно долгого (200 дней) grace period. Правда, предложения банка "Авангард" участвовали в соревновании за "место под солнцем" лишь при покупке товара стоимостью 20 тыс. рублей. Уже 60 тыс. рублей его клиенту оказались "не по зубам" из-за ограниченного лимита. Достаточно длительный grace period помог занять места в рейтинге продуктам еще трех банков — Росбанка, Запсибкомбанка и "Русского стандарта".

"Трасту" удалось выбиться в лидеры за счет невысокой стоимости годового обслуживания. Правда, при открытии кредиток Visa Classic или MasterCard Standard банк взимает сумму за обслуживание карты за весь период действия карты сразу, то есть за три года. Однако в нашем рейтинге эта сумма (1 тыс. рублей) была разбита равными долями.

Банк "Уралсиб", хоть и имеет завышенный по сравнению с другими банками уровень годового обслуживания, бьет конкурентов довольно низкой процентной ставкой в 21% годовых. Вообще данный "лауреат" интересен "бегунам на длинную дистанцию" — "Уралсиб" предоставляет наиболее выгодные условия по кредитным картам при покупках свыше 60 тыс. рублей, а также на как можно более длительный срок.

Круг клиентов

Требования к потенциальным держателям кредитных карт у банков унифицированы: наличие российского гражданства, возраст от 21 до 60 лет, постоянная регистрация в регионе оформления карты и минимальный стаж на последнем месте работы не менее 6 месяцев. Пакет предъявляемых документов тоже не слишком оригинален: паспорт и его копия, заявление-анкета на получение кредитной карты, справка о доходах 2НДФЛ или по форме банка (предоставление 2НДФЛ, само собой, значительно сократит ставку и повысит кредитный лимит), заверенная копия трудовой книжки и военный билет (для мужчин в возрасте до 27 лет). При этом в некоторых банках требуется минимальный ежемесячный доход (в среднем от 6 тыс. до 15 тыс. рублей). Заработок желающих обзавестись картой премиум-сегмента должен быть не ниже 30 тыс. рублей. "Критерии к заемщикам понемногу ослабляются, но говорить о каком-то сильном изменении не приходится, — отмечает Михаил Федосеев, начальник управления по развитию продуктов на базе кредитных карт Барклайс Банка. — В зависимости от сегмента клиентов, в котором банки работают, смягчение критериев может различаться — в частности, по доходам, по наличию или отсутствию кредитной истории, по лимитам, которые банки могут выдавать".

Все более непохожи

Средняя процентная ставка по стандартной кредитной карте среди рассмотренных нами банков составляет 25%, по картам премиум-класса — 24%. За обслуживание обычной карты клиенту придется платить около 700 рублей в год, при этом в некоторых банках первый год обслуживания является бесплатным, а вот "премиальная" карта обойдется в среднем в 2,5 тыс. рублей.

В самом скором времени значительное влияние на выбор клиентами конкретной карты могут начать оказывать другие критерии — например, сервис "Мобильный банк", который по кредитной карте предоставляется бесплатно. Кроме того, все большую популярность приобретают карты с функцией cash back — с каждой покупки на счет держателя возвращается 1—3% от суммы транзакции, а по некоторым акциям — до 5%. "Карты с cash back — это весьма эффективный способ привлечения клиентов, — уверен Михаил Федосеев. — Для клиентов с рациональным типом поведения (а таких, по нашим данным, около 70%) процент возврата денег на счет является хорошим подспорьем, как в выборе кредитной карты, так и в активности ее использования".